Муравьи научились вести химические войны

Аргентинский муравей (Linepithema humile) сегодня считается одним из наиболее опасных и вредоносных инвазивных видов, причиной чего стала неприхотливость представителей данного вида и их способность быстро распространяться на чужих территориях. При этом колонии аргентинского муравья вытесняют с данных площадей другие виды насекомых, включая и муравьев. Естественно, что такое положение вещей, в соответствии с основами устойчивого развития, влияет на жизнь целого биогеоценоза.

До недавнего времени считалось, что дать отпор этим многочисленным захватчикам не под силу ни одному из других видов муравьев. Однако сегодня американские ученые решительно опровергли это утверждение. Совершенно случайно, просто наблюдая за Prenolepis imparis - так называемым зимним или ложным медовым муравьем, они сделали удивительное открытие.

Оказывается, зимние муравьи, в случае опасности выделяют на конце своего брюшка каплю неизвестного белого вещества, которым стараются дотронуться до объекта, показавшегося им опасным. Ученые знали об этом и ранее, но исследовать данное вещество решили только после того, как совершенно неожиданно обнаружили на территории, занимаемой данным видом, множество трупов аргентинского муравья.

Впрочем, лабораторные исследования пока не смогли раскрыть секрет химического оружия зимних муравьев. Ученым удалось выделить только безобидные углеводороды, необходимые муравьям для идентификации членов своей колонии. В то же время экспериментальные схватки между видами упрямо свидетельствуют о наличии в данном веществе какого-то ядовитого компонента, который не был выявлен. Что ж, как бы то ни было, ложный медовый муравей нашел способ надежно защитить свои владения, однако делиться этим способом с людьми он пока не собирается.

Автор: Светлана Банула