В древности микроорганизмы защищались броней

Американские ученые Фиби Коэн и Френсис Макдональд летом 2007 года смогли добыть на границе Аляски и Канады несколько образцов древних карбонатных горных пород. При изучении их, были обнаружены хорошо сохранившиеся окаменелости, по своей форме напоминающие крошечные щиты. Вероятнее всего эти окаменелости являются результатом биоминерализации одноклеточных организмов.

Такие же странные ископаемые в 1979 году уже были обнаружены учеными из Университета Аляски в кремниевых породах. Тогда их возраст определить не удалось. Теперь же благодаря тому, что образцы кремниевых пород, удалось узнать, что странным окаменелостям 717–812 миллионов лет. Этот период относится к середине неопротерозоя, который характеризовался процветанием одноклеточных организмов.

Растворив некоторые образцы в слабом растворе кислоты, Коэн и Макдональд сумели рассмотреть остаток используя для этого сканирующую электронную микроскопию. Оказалось, что это округлые пластинки размером примерно 20 мкм, своим строением напоминающие пчелиные соты. И по всему периметру пластинки расположены шипы торчащие наружу.

Пока еще не ясно, какие из существующих сегодня организмов могли произойти от этих древнейших окаменелостей. Фиби Коэн считает, что они схожи с кокколитофорами – сферическими одноклеточными водорослями, распространенными в Мировом океане. Эти водоросли тоже имеют способность производить минерализованные пластины на своей поверхности, создавая тем самым защитное покрытие. Вполне вероятно, что наличие жесткого шипованного покрытия не нравилось хищникам и позволяло этим микроорганизмам успешно процветать.

Автор: Дмитрий Полищук