Ученые развеяли миф про бессмертие канадских осин

Гипотеза о бессмертии канадских осин (осинообразных тополей) оставалась актуальной довольно долгое время. Причина этого в том, что такие деревья могут, фактически, клонировать себя, образуя целые колонии. Однако сегодня ученым удалось узнать правду.

Конечно, живет канадская осина исключительно долго, и период существования ее может достигать десятков тысяч лет. Однако, совсем недавно учеными из университета Сан-Диего было вычислено количество генетических мутаций, накапливающихся в колониях таких деревьев, после чего обнаружилась связь этих мутаций с ограничением производства пыльцы – постепенным, но неукротимым.

Так, исследователи обнаружили, что самая старая из колоний, существующая около 10 тысяч лет, сегодня производит лишь четвертуя часть того количества пыльцы, которое характерно для колоний более молодых. И очень скоро этот процесс остановится совсем.

Вы спросите, так ли катастрофична потеря пыльцы для организма, который может сам производить молодые побеги? К сожалению, да. Дело в том, что, в отсутствие полового размножения, канадские осины попросту теряют свою способность к адаптации к постоянно меняющемся условиям внешней среды, которая обусловлена генетической вариативностью. А значит, деревья станут уязвимыми. Да и от стихийных бедствий колонии никак не защищены, а значит, бессмертие их – явление весьма условное.

Автор: Милада Вирт