Ученые выяснили где заканчивается космос!

Ученые вычислили место, где заканчивается космос. Специалистам из Университета Калгари удалось точно рассчитать пространство, где расположена граница между земной атмосферой и открытым космосом. Как выяснилось, черта проходит на высоте 118 км от поверхности нашей планеты.

С помощью супратермального детектора ионов (Supra-Thermal Ion Imager) канадские ученые одновременно отследили относительно слабые ветра в верхних слоях земной атмосферы и сильные потоки заряженных частиц в космосе. Скорость последних может составлять тысячи километров в час.

Собирать информацию о границе земной атмосферы невероятно сложно: аэростаты не могут подняться до этого уровня, а для спутников это слишком низко. Ученым во второй раз удалось прямо измерить потоки заряженных частиц в этой области, и впервые были учтены другие факторы вроде ветра, отмечает участник проекта Дэвид Кнудсен.

Запуск детектора был осуществлен 19 января 2007 года. Он поднялся на высоту примерно 200 км над уровнем моря. Проходя на протяжении пяти минут через "границу космоса", он собирал информацию о ней. Выводы, сделанные на основе этих данных, ученые опубликовали 7 апреля на страницах издания Journal of Geophysical Research.

Ученые надеются, что их материалы помогут установить, какая энергия попадает в земную атмосферу из космоса. Возможно, это позволит лучше осознать связь между пятнами на Солнце и потеплением или охлаждением климата Земли, а также оценить влияние космической погоды на спутники, средства связи, навигации, энергетические системы, - поясняет Кнудсен.

Вопрос о космической границе, однако, остается открытым. Например, иногда считается, что астронавт побывал в космосе, если поднялся на высоту свыше 80 км. В то же время Международная авиационная федерация, устанавливающая стандарты в аэронавтике, утвердила границу на высоте 100 км над поверхностью Земли. Некогда американский специалист в области воздухоплавания Теодор фон Карман подсчитал, что на этой высоте из-за разреженной атмосферы невозможно использовать обычные летательные аппараты.

Америка официально не признает данный стандарт. Его применение усложнило бы контроль за использованием спутников и других объектов, находящихся на орбите, поясняют в NASA. В самом Национальном управлении США по аэронавтике и исследованию космического пространства границу провели на высоте 76 миль (122 км). Именно там шаттлы при возвращении на Землю переходят на маневрирование с помощью управляемых поверхностей.

Существует также мнение, что открытый космос начинается лишь в 21 млн. километров от Земли - там, где гравитация нашей планеты перестает быть доминирующей.