В Антарктике обнаружены новые микроорганизмы

Древние, ранее никому не известные микроорганизмы обнаружены группой ученых из США и Великобритании. Эти микроскопические существа находятся под толщей льда в не замерзшей воде, причем у них, как оказалось после исследования, есть особая система дыхания, не встречавшаяся ранее ни у каких существ.

Под исследование попало озеро в Антарктике, находящееся подо льдом на глубине примерно 400 метров. Геологи полагают, что такой водоем мог возникнуть 1,5-2 миллиона лет назад тогда, когда ледник Тейлора закрыл один местный фьордов. Сегодня изредка это глубинное озеро пробивает край ледника, выводя часть своих "внутренностей" во внешнюю среду. Исследование показало, что вышедшие воды содержат очень много железа, которое затем окисляется на воздухе, а вода замерзает. В итоге получается что-то похожее на "ржавый водопад".

Такая деятельность подледного озера позволила ученым взять большое количество проб его содержимого, причем не проделывая никаких глубоких скважин. Работа над сбором препаратов для исследования продолжалась около 6 лет, и в течении этого времени, изучая образцы, исследователями обнаружено 17 различных видов микроорганизмов. Основное, на что учеными были брошены все силы, это был генетический анализ, т.к. предполагалось, что неизвестные микробы будут очень сильно отличаться от ныне живущих. Однако, после проведения генетических испытаний, определено, что найденые микробы представляют собой не "новинку", а родственные виды некоторых насельников моря с анаэробным типом дыхания.

Энергию для жизни такие микроорганизмы получают благодаря химическому превращению сложных веществ в более простые. Исходными соединениями служат либо высокомолекулярные органические вещества, либо молекулярный водород. Важно, что конечным акцептором выступают другие молекулы (или иные соединения), отличные от кислорода, что и относит этих организмов к группе анаэробных. Ученые, кроме этого, установили, что найденные организмы обладают именно сульфатным дыханием, т.е у них образуется энергия с участием серы.

Однако самая необычность микробов в том, что сульфаты, участвующие в процессе дыхания, не берут на себя роль конечных акцепторов электронов - такое заключение было сделано на основе изотопного анализа. Тут особое внимание привлекли "ржавые водопады". Оказалось, что обнаруживаемое в воде значительное количество железа говорит о том, что именно оно выступает в качестве акцептора электронов (что в принципе и доказано), а сульфаты при этом играют роль катализаторов.

Конечно, дыхание с участием железа уже давно известно ученым и причем оно наблюдается именно у такого рода микроорганизмов, однако чтобы роль катализаторов выполняли соединения серы - такого еще не было известно в природе.
В заключение исследователями сделаны выводы, что те условия, где живут найденные микроорганизмы, т.е подо льдом и при большой концентрации железа, очень сильно похожи на подледные водоемы, находящиеся на других планетах как солнечной системы, так и других похожих. Типичным примером является один из океанов, находящихся на спутнике Юпитера Европе - и такой пример не единственный.